Буду - ка я травить байки. Нет не свои, а культурологические.
Видите ли, по вторникам я опаздываю в свой институт с глубокими угрызениями совести, потому что первая пара у нас - культурология. Самые интересные, пожалуй, полтора часа моей недели. Нельзя сказать, что остальные скучные, просто я либо на них уже вымотана в ноль, либо они скорее нервно- интересные, как пара нашего спец. языка.
Так вот, у нашего преподавателя по культурологии есть несколько глубоких жизненных принципов относительно нашего обучения:
а) Она прекрасно понимает, что по большей части культурология нам не нужна, поэтому пытается научить нас тем вещам, которые должен знать каждый культурный человек.
б) Она прекрасно понимает, что все мы занятые люди, и её информация ничуть не потеряется, если параллельно с её рассказами мы будем делать домашние задания по другим предметам.
в) Она всегда рассказывает множество интереснейших примеров и историй, которые запоминаются просто отлично.
Вот, постараюсь по мере сил с вами ими делиться.
Сегодня я расскажу вам про "новых русских" и египетских богов, а так же про познание Великого Дао.
"Новые русские" и египетские боги.
читать дальшеЭта история произошла в начале девяностых, когда кого-то денег было слишком много, а у кого-то слишком мало. Знакомая моей преподавательницы работала в Пушкинском музее. Искуствовед и египтолог, работе своей она была безумно предана, но в то время получала копейки. А так как жить как-то надо, порой подрабатывала она весьма оригинальным способом. Дело в том, что у многих появившихся "новых русских" было в моде декорировать комнаты в доме, или вообще сам дом в каком-то стиле. Скажем, готика или античность. Так вот, дизайнеры - конечно, люди творческие, но иногда приходили к ней советоваться насчет рисунка или интерьера.
И вот однажды приходит к ней дизайнер, только какой-то вид у неё странный. И рассказывает следующее. Клиента - женатая пара - захотели себе комнаты в самых разных стилях, в том числе - спальню в египетском стиле. Ну, дизайнер подобрала как могла, лотосы там, ложе в египетском стиле, все прочее, а потом клиенты ей выдают: "А вот напротив кровати мы хотим сделать две статуи... Ну знаете, как египетские боги, только вместо голов у них будут наши лица." * На это моменте аудитория дружно представила эту картину и заржала*
Дизайнер - вообще человек, которого сложно шокировать, и то как-то почувствовала себя неуютно.
Поэтому дизайнер и пришла к этому искуствоведу, чтобы та их переубедила: ну, может, показала что в музее, рассказала историю, прояснила назначение вещей.
Новый русский с женой пришли, с большим интересом все посмотрели, с дизайнером все обсудили - " мы хотим обивку вот с такими тростниками", ну и искусствовед наконец решилась начать разговор... Что все-таки спальня - это такое личное место. Да и потом, это все-таки египетские боги, да, не вашей страны и не вашей веры, но надо же уважать чужую, ну хотя бы, культуру. На что клиенты ей отвечали, что нет, мы так хотим, и вообще нам нравится такая двоякость - мол, вот мы лежим и на других себя в виде статуй смотрим.
Наконец, искусствовед применила последний аргумент. Как она говорила потом, ей было ужасно стыдно, но он, как ни странно, подействовал.
А сказала она следующее:
-Знаете, египетские боги очень мстительны. И они вас за такое оскорбление не простят. Так что если вы такие статуи сделаете, что - нибудь неприятное обязательно случится.
И тут она увидела проступающий испуг на лицах этой пары. Подействовало.
Так что они тут же отказались от мысли от статуй, да ещё и уточнили, не будет ли чего, если они просто спальню в египетском стиле оформят.
На что искусствовед их успокоила, что просто интерьер можно...
История номер 2 о Великом Дао и его познании.
читать дальшеИстория эта произошла с моей преподавательницей, когда она училась на вечорке истфака МГУ. Как она говорила, на вечернее отделение ссылали либо тех преподавателей, которые выпивали и не могли вести пары на дневном, либо неформально мыслящих, которых на дневном оставить побоялись. Так что к первым можно было не ходить, ибо они и сами не очень-то ходили, зато ко вторым ходить было очень даже надо.
Так вот, предмет Восточная философия у них вел молодой преподаватель, очень умный, он им вообще, кажется несколько предметов читал. Так вот, вечернее отделение, все студенты усталые, после работы, пара "Философия Востока". Приходит преподаватель и говорит: " Сегодня мы постораемся понять, что такое Дао".И замолчал. Сидит, смотрит на них и улыбается.
Сначала они просто сидели шушкались, потом попробовали у него спрашивать, мол, в чем дело. А он молчит. В общем, минут через 40 большая часть аудитории( а это была большая аудитория, 4 группы) смоталась в столовую, а то какой толк сидеть.
Кто - то остался, моя преподавательница тоже. Ей было интересно все-таки, что ж такое, будет ли что-то наконец. И вот оставшаяся треть или четверть аудитории досидела до конца пары и смотрела на преподавателя, как и преподаватель на них, в полном молчании и тишине. Когда пара закончилась, преподаватель встал и сказал: " Спасибо всем, надеюсь, кто-то из вас приблизился к пониманию того, что такое Дао". И ушел. На следующей паре "Философии Востока" они смотрели на него уже с подозрением, но он ничего не объяснил и стал просто читать лекцию.
Преподавательница рассказала, что, видимо, этот преподватель поставил такой эскперимент, чтобы показать им, что некоторые вещи нельзя объяснить, некоторые - можно только почувствовать. Что иногда невозможно объяснить, донести что-то, как например Дао, что это важно попытаться постичь самим. Как в китайской философии, что сначала ученики просто пытаются имитировать учителя, и через эту имитацию что-то постигают в какой-то момент. Что важно иногда просто сесть и понять, подумать. Ему важно было увидеть, кто из его студентов какой путь выберет: откажется ли, уйдет в столовую, просто не станет думать об этом или попытается понять, хотя бы через имитацию, попытается задуматся о том, а зачем это надо. Как она сказала, этот эксперимент она запомнила на всю жизнь. Она ещё рассказала, что у Пифагора - первые несколько лет обучения ученики его вообще не видели, они сидел за занавеской, чтобы образ, человеческий облик, не мешал чистой мысли.
Так что вот так - то.
а второй случай больше похож на анекдот,ну знаешь типо байки театральной или институтской,в которую со временем если она удачная,могут поверить и сами кто её придумал
Не уверена, что она это придумала. Не тот человек, знаешь ли. Она не работает на "эффект", как-то так.